Тихий ребенок — хорошо или плохо?

381

Кто подобный тихий ребенок и чем это чревато в жизни. В нашем классе Серёжа сидел на заключительнее парте, все считали его примерным учеником. У него были суровые родители, которые ругали его за малейшую ошибку.

Серёжа вёл себя негромко, незаметно. В шумных играх и авантюрах не участвовал. Другие молокососа хулиганили, их родителей вызывали в школу.

А у Серёжи брюки — вечно отглаженные, руки — без царапин и синяков. Учителя его любили, он вечно соглашался с их мнением, за поведение у него было «отлично», желая знаниями по предметам он не блистал.

Мы выросли, закончили школу. Все одноклассники выбились в люд. Казалось бы, Сергей должен быть в первых рядах, но… О нём ничего не было слышно — как в воду канул. Недавно я повстречала его у винного магазина. «Понимаешь, жизнь не сложилась, — объяснял он мне. — Устроился в институт, который мать выбрала, хотя специальность эту не обожал. После сменил несколько мест работы, нигде не ужился. Семейства не создал — видно не судьба».

Семья и школа

Семья и школа тихий ребенок

Семья и школа тихий ребенок

То, что случилось с Сергеем, не изумительно. Психологи отмечают, что послушание тихих детей выливается в пассивность, отсутствие отчетливой позиции и неумение устроиться в жизни. Почему так происходит? Для преподавателей тихий ученик, конечно, удобен — он не выкрикивает с места, не отвлекается.

Припомните, сколько раз учителя срываются на крик из-за того, что ребята вертятся и не слушаются: «Я вам всем «двойки» поставлю! Родителей потребую!» Этот авторитарный режим подавляет ученика.

Родителям подобный малыш тоже не доставляет больших хлопот. Это не сорванец, какой влезает в неприятности и на которого приходится всё время шикать: «Не трогай! Отойди! Играй негромко!» Активный малыш требует большого внимания, которое взятые папа и мама не в силах дать. А тихоню можно покойно оставить одного: он переходит дорогу только на зелёный свет, моет длани перед едой, вовремя делает уроки. «Воспитанный мальчишка», — одобрительно говорят знакомые.

Но неужели так важно воспитывать лишь послушание, правильность? Мнением ребёнка родители обычно не интересуются, предлагая готовые решения: «Надень золотую рубашку», «В субботу идём по магазинам», «Не дружи с Костей, он из неблагополучной семейства» и т.д. Правда, через некоторое время родители жалуются: «Сыну уже 16 лет, он ничем не интересуется. Как будет специальность выбирать?» Подумайте сами: в течение стольких лет активность дитя подавлялась. Какого прогресса при этом можно ожидать?

Инертные дети не имеют собственной позиции по жизненно важным проблемам, поэтому легко попадают под чужое влияние. Хорошо, если покровитель «тянет» тихоню за собой. А если он не чересчур добропорядочная личность и манипулирует, приносит страдания? Ещё страшнее, когда вес родителей сменяется приоритетом компании, в которой подростку предлагают хлебнуть, а то и «уколоться».

Иные, правда, так и не проходят стадию самоопределения. Из двух возможностей «быть собой» и «быть излюбленным матерью» они выбирают последнее, оставаясь «примерными детьми» до пенсионного года.

Яркая личность

Яркая личность тихий ребенок

Яркая личность тихий ребенок

Сегодня в обществе ценятся люди с деятельной позицией. Успеха добиваются люди с яркой индивидуальностью, свежими идеями, лидерскими качествами.

Человек по натуре — существо саморазвивающееся. А малыш развивается, только когда он сам желает, сам решает и делает.

Родителям нужно понять, что ребёнок имеет право на собственное суждение. Пусть оно не всегда удобно для вас. Поверьте, умение отстаивать свою точку зрения в существования ещё как пригодится.

Детям нравится ощущение беззаботности, которое подают ему всё решающие за него взрослые. Он не несёт никакой ответственности, потому идти по жизни ему легко и беззаботно. Из малыша нельзя воспитывать исполнителя посторонних требований, иначе ничего не добьётся.

Простой пример. Малышу на гулянию в ботинок попал камешек. Он бежит к маме с жалобой — камешек помешивает ходить. Большинство мам снимают ботинок и делают всё за ребёнка. А ведь можно ему разъяснить, как себе помочь: снять ботинок, вытряхнуть камешек. И не попросту рассказать, а дождаться, когда малыш это сделает сам.

Всё ли можно позволять? Всё, что не угрожает жизни и здоровью. Позвольте малышу самому принимать решения, поощряйте инициативу, направляйте его энергию в необходимое русло — заинтересуйте спортом или творчеством. Советуйтесь с ним по всем, даже ничтожным вопросам. Пусть ребёнок встаёт перед выбором и обучается делать выбор. Только так можно воспитать самостоятельность, инициативность, ответственность. Даже у крохи спрашивайте, из какой тарелки он желает есть, какую одежду носить. Главное, чтобы он умел желать и достигать желаемого.

Другое средство против пассивности — заинтересованность внешним вселенной. Приглашайте в гости детей, покажите ребёнку, что играть с товарищами, вместе лепить и рисовать — здорово. В подвижных играх возложите тихоне ответственную роль. Если дети строят дом, пускай именно тихоня увенчает его крышей. Если играют «в паровозик», возложите ему быть машинистом и бежать впереди всех.

Побольше разговаривайте с тихоней, всегда спрашивайте, понравилась ли ему книжка, которую он прочитал, и почему, что он желает получить в подарок и почему и т.д.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ