как верно научить ребенка читать
Меня часто спрашивают, когда лучше начинать обучение чтению и как лучше это мастерить. Ответов на эти вопросы ровно столько, сколько детей. Если обобщить, то есть две ситуации: Первая — ребенок сам начал проявлять интерес к литерам и вторая — ребёнку скоро в школу, а читать он не умеет и не желает обучаться.
«С первым пунктом всё ясно, что тут разбирать?» – можете удивиться Вы. Но не всё так попросту. Самое интересное, что детей из первой группы гораздо вяще, чем из второй. По разным причинам они со временем попадают во вторую группу.
Расскажу случай из своей практики. Мама повергла сына, которому вот-вот исполнится 7 лет и через два месяца начнется школа. Мальчишка знает буквы, но читать отказался еще в 5 лет и все попытки родителей приступить обучение заканчиваются истерикой. В ходе беседы выяснилось, что дитя заинтересовался книжками и буквами еще в 3.5 года. Тогда родители разрешили, что учиться читать пока рано и просто купили сыну кубики с литерами. Ребенок на удивление быстро запомнил все буквы, но так как дальнейшему процессу хода не дали, кубики и литеры мальчику наскучили и он потерял к ним интерес.
После 5-го дня рождения родители хватились и решили начать обучение, но сын наотрез отказался. Любой намёк на дело чтением вызывал бурное негодование и протест ребенка. Вот уже и школа на горизонте, а негативизм мальчишку только растёт. Вот вам и пример – ребёнок сам хотел научиться декламировать, его импульс вовремя не поддержали. Результат – разочарование, потеря мотивации, отсутствие жажды возвращаться к процессу, который вызвал разочарование. Вот и вся причина в этом случае… Похожих случаев встречается в практике много. Всеобщей у них одно – потеря естественной активности ребёнка, другими словами мотивации.
Нередко заинтересованность детей к чтению начинается с желания слушать сказки. Отдельный малыши готовы часами слушать то, что им читают. В этом случае проблема возникает из того, что пора родителей на это занятие ограничено. Большинство мам и пап жалуются, что времени на чтение запросто нет, ну или полчасика перед сном и то по быстренькому, без чувства, толка, расстановки… Что можно на это возразить… Все мы жутко взятые люди, но есть родители, которые умеют расставлять приоритеты, а есть, какие не умеют.
Что для вас важнее – 30-минутный телефонный разговор с подругой или жажда ребенка почитать вместе сказку? Просмотр интересной телепередачи или развитие личности ребенка? Просиживание двух часов в одноклассниках или общение с дитятей?
Уверена, что каждый родитель, даже самый занятой, при жажде может найти время на рост собственного родительского веса. Ведь находится же время на обучение чтению тогда, когда уже «прижимают» сроки! Откуда оно хватается? Не проще ли было уделить время ещё тогда, когда дитя сам страстно желал научиться читать и ждал вашего участия?