Первоначальный год жизни для матери и ребенка самый насыщенный. В первый год своей жития, малышу придется многому научиться и узнать об окружающем вселенной. Большинство навыков, которые впоследствии только совершенствуются, формируются собственно в первые 12 месяцев жизни ребенка.
Чтобы гарантировать малышу гармоничное физическое и умственное развитие, важно ведать, какие умения и навыки должен он уметь делать в определенный месяц. Численник развития ребенка по месяцам до года, поможет молодым родителям контролировать верное развитие своего чада и избежать отклонений. При подозрении на отклонения необходимо адресоваться к врачу.
Первый месяц
Развитие
В первые недели жизни, ребенок почивает по 22 – 23 часа в сутки, к концу 1 месяца на сон малыш расходует 17 – 20 часов. Кушает по надобности, если забрать у него соску или бюст, интуитивно придвинет головку немного ближе к ним. В этот этап дети активно пользуются мимикой, они стараются повторить все движения маминого лики. К концу месяца ребенок старается отвечать в такт выговоры взрослых, в ответ на мамины слова он активно двигается, выгибает спинку, что неплохо тренирует его мышцы. Активность ребенка по соотношению сон-отдых 1:10.
Что должен уметь дитя
- Умеет фиксировать свой взгляд на конкретных вещах, так, взяв погремушку, поместить ее на расстоянии 30 – 40 см от глаз малыша и передвигать ее влево и вправо. Малыш будет наблюдать за игрушкой в течение нескольких секунд.
- Ребенок увлеченно стихает, когда разглядывает лица людей.
- Есть реакция на оглушительные звуки, например, если хлопнуть в ладоши на расстоянии от ребенка 30 – 40 см, он затихнет или вздрогнет.
- Сосредотачивается и вслушивается к звукам погремушки.
- Узнает прикосновения, голос и запах мамы.
- Когда малыш возлежит на животе, он старается приподнять головку и удержать ее.
- Если он чего-то желает, он активно плачет.
- Ребенок неосознанно улыбается в первый месяц благодаря физиологическим факторам.
- Если вложить перст в ладошку ребенку, он будет его захватывать.
- Если поддерживать ребенка под ручками, он будет выполнять деятельные движения ножками, подобно ходьбе.
Возможные отклонения
- Дитя длительное время не просит кушать или вяло сосет бюст.
- Ножки и ручки ребенка вяло свисают и не находится в тонусе.
- Не реагирует на шум и оглушительные звуки.
- Не моргает и не фокусирует взгляд, когда появляется ослепительный свет.
- Не может несколько секунд держать голову в вертикальном позе.
- Не смотрит в глаза, наклонившегося к нему человека.
- Не кричит когда сырой или хочет есть.
- Продолжает кричать, когда мама прикладывает ребенка к бюсты.
Второй месяц
Развитие
Спит ребенок нередко, но раз в час бодрствует по 15 – 20 минут, кушает по требованию. Ребенок уже лучше координирует свои движения и правит ими. Все чаще малыш тянет в рот собственные пальчики, прикасается к объектам, которые его на данный момент интересуют. Необходимо тренировать хватательный рефлекс ребенка, вкладывая в его ладошку небольшой мячик, различного материала и веса. Радуется, когда рядом с ним находятся ближние люди, и берут его на руки.
Что должен уметь ребенок
- Длиннее времени ребенок фокусирует взгляд на подвижном или неподвижном объекте.
- Уже умеет разлить предметы, которые ему нравятся или нет.
- В ответ на голос или склоненное лик одаривает лучезарной улыбкой.
- Если издать звук, дитя поворачивает к нему головку и ищет его глазами.
- Активно поворачивается с бочка на спинку.
- Деятельно произносит звуки, особенно гласные.
- На разные звуки дитя реагирует по-разному, может морщиться, плакать или улыбаться.
- Дитя издает звуки отдельные, схожие с пением, по ним уже можно определять, чего собственно хочет малыш.
- Уверенней держит головку, даже когда есть в вертикальном положении.
Возможные отклонения
- Не смотрит на маму, когда она с ним разговаривает.
- Не вслушивается к звуку колокольчика, который на 1, 5 метра от него.
- Не повторяет за взрослым его мимику, не следит глазами за игрушкой.
- Мастерит хаотичные движения руками и ногами.
- Не может удержать приподнятую головку на несколько секунд.
Третий месяц
Развитие
Днем почивает ребенок в среднем 3 – 4 раза в сутки, всего возле 15 часов в день. Кушает ребенок по личному заявке. Наблюдает за яркими предметами, если водить их перед ним на дистанции двух метров. При игре с малышом, он дольше остается деятельным. Ручки ребенка все чаще находятся в расслабленном состоянии, а не в кулачках, ему нравится с ними резаться. Движения ребенка в этом месяцев более координированные.
Что должен уметь дитя
- Смеется при общении, узнает лица папы и мамы.
- Умеет удерживать головку, возлежа на животике, примерно 30 секунд.
- Может удерживать головку и плечики в течение нескольких секунд, если подтянется на локтях.
- Учит свои глазки, носик, лицо, ощупывая себя ручками.
- Может поворотить головку к источнику звука, когда лежит на животике.
- Если над койкой висят игрушки, малыш целенаправленно попадает по ним ручками.
- Может захватывать игрушку и тянуть ее в рот.
- Начинает переворачиваться на бок со горбы.
- При поддержке под ручками, малыш опирается ножками на твердую поверхность.
- Деятельно повторяет мимику, склонившегося над ним человека.
- Выражает радость, когда с ним играются и разговаривают и сорван, если его оставили одного.
- Старается любым способом обратить на себя внимание папы и мамы.
Вероятные отклонения
- Не удерживает головку в вертикальном положении 30 секунд, не содержит в положении лежа на животе в течение 40 – 60 секунд.
- Не интересуется своими ручками.
- Не берет в ручки объекты.
- Не улыбается в ответ на улыбку или мимику человека.
- Не изучает своим пальчики.
- Не реагирует на музыкальные игрушки, не поворачивает головку в сторонку звука.
Четвертый месяц
Развитие
Днем почивает ребенок три раза, ночью его сон составляет 10 – 11 часов. Кушает не немного шести раз в сутки, может проснуться ночью, чтобы закусить. При кормлении, поддерживает и играется с бутылочкой или грудью. Так, как и в 3 месяце усердствует затащить в рот игрушку, следит глазками за движущимся предметом. Если ему дать в длань погремушку, будет долго рассматривать ее и ощупывать. В этом месяце дитя уже узнает человека, который чаще всего находится с ним и выделяет его среди всех. У ребенка начинают являться постоянные волосики вместо пушка.
Что должен уметь дитя
- Узнает голоса близких людей и отличает их от незнакомых.
- Реагирует на свое имя.
- Деятельно движется, если видит, что его хотят взять на ручки.
- Захватывает висящую игрушку над собой одной или двумя дланями.
- Уже способен выделить любимые и не любимые игрушки.
- Старается росло поднять ножки и дотянуться к ним ручками.
- В положении лежа на брюхе или опираясь на локти, легко держит головку и плечики.
- Малыш пробует переворачиваться со спинки на животик и навыворот.
- Активно играется в течение 1 – 2 часов.
- По-разному реагирует на различные вкусы.
- Пытается повторить окружающие звуки и интонации голоса.
Вероятные отклонения
- Когда с ним играют, не радуется.
- Не улыбается, когда с ним разговаривает взрослый.
- Возлежа на животе, не может приподняться на предплечья.
- Когда поддерживают ребенка под ручками, не может опираться на пальчики ног.
- Головка отклоняется назад, когда его хватают на ручки.
- Не гулит и плохо издает звуки.
- Не интересуется незнакомыми людьми.
Пятый месяц
Развитие
Начиная с пятого месяца беспрерывный сон ребенка должен составлять около 10 часов ночью и по 1,5 – 2 часа три раза в сутки. Кормление выходит по требованию. Особенность этого месяца в том, что ребенок активно знается со взрослыми, старается произносить отдельные слоги «А», «па», «ба» и иные. Ребенок с интересом реагирует на разные предметы. Может с легкостью переворачиваться со спинки на бочок и на животик. Порой в этом возрасте начинают прорезаться первые зубки. Значительно полноценно разговаривать с ребенком, а не сюсюкать, так как он активно запоминает интонацию, тон выговоры.
Что должен уметь ребенок
- Зажимает в руке погремушку так, что ее не вечно можно отнять.
- Играет со своими ножками, может пробовать засунуть пальчики в рот.
- Легко может снять с ножки надетый носочек.
- Способен сваливать предметы из одной ручки в другую.
- Опирается на ручках, приподнимая бюст.
- Различает чужих и своих, пи виде незнакомых людей может расплакаться.
- Усердствует повторить за взрослым движения, например, хлопать в ладошки, демонстрировать язык.
- С интересом рассматривает картинки, слушает стишки.
- Усердствует рассмотреть как можно больше новых предметов, когда его носят на дланях.
- Уверенно держит прямо головку.
- Малыш старается присесть, но попытки пока неудачные.
- Ходит по твердой поверхности, если его поддерживать под ручками.
Вероятные отклонения
- Плохо переворачивается с живота на спинку.
- Плохо содержит головку, когда его поднимают на ручки.
- Не может подтянуться к игрушке, какая его заинтересовала.
- Не хватает и не интересуется игрушками.
- Плачет, даже если слышит мамино пение или музыку.
- Не умеет выговаривать слоги и звуки.
- Не пытается отыскать взглядом людей или объекты, которые мама называет.
- Не прекращает плакать, когда с ним разговаривают.
- Не различает благожелательную и недовольную интонацию.
Шестой месяц
Развитие
В это пора малыш очень любознательный, рассматривает все, что видит вокруг себя. Значительно называть ему все вещи, на которые он смотрит, чтобы его речь развивалась верно. К шести месяцам ребенок хорошо знает свое имя, разузнает голос папы или мамы, даже если они находятся в иной комнате. Ребенок хватает все, что ему попадется под руку, он активно наблюдает за траекторией движения кинутой игрушки. Полезно укладывать малыша на пол, на ковер или одеяло, и раскидывать кругом него игрушки, чтобы он старался их достать.
Что должен уметь дитя
- Переворачивается без помощи с одной стороны на другую.
- Пытается ползать.
- Деятельно поднимает предметы, стучит ими, бросает, трясет.
- Садится без поддержки и может гладко держать спину.
- Уверенно стоит на твердой поверхности, если содержать его под ручками.
- Если забрать у ребенка предмет, которым он увлекался уже несколько минут, он сформулирует свое недовольство.
- Ищет выпавший предмет из ручек.
- Умеет различать еду на вкус, что-то ему нравится вяще, что-то меньше.
- Умеет пить из чашки, которую некто держит, хорошо ест еду из ложки.
- Ведет себя настороженно при незнакомых людях.
- Спрашивает к себе больше внимания, чем обычно.
- Пытается разговаривать и сообщать слоги.
- Если вы называете предмет, может найти его взором.
- Подползает к игрушке, которая лежит на 10 – 20 см от него.
- Содержать за опору пробует встать на ножки.
Возможные отклонения
- Не проситься на длани.
- Не реагирует на шуршание бумаги, которую не видит.
- У него не получается переложить игрушку с одной длани в другую.
- Не может ухватить и удержать кубик.
- Не дотягивается до игрушки, когда возлежит на животе.
- Когда ребенка держит под ручками, не перебирает ножками, пританцовывая.
Седьмой месяц
Развитие
Ребенку нравится копировать звукам, он старается разговаривать, активно говорит слоги: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Соображает, что если потрясти игрушку, она будет звенеть, если придавить – пищать. Ползать на животике получается все лучше и лучше. Дитя хорошо ест взрослую пищу, важно не заставлять его кушать то, что ему не нравится. Когда режутся зубки, не вытекает давать ребенку морковь, бублик и прочее, он может откусить и подавиться кусочком. Необходимо подавать ребенку специальный прорезыватель. Во время принятия пищи сидит неспокойно, всегда ерзает.
Что должен уметь ребенок
- Ребенок уже понимает смысл слов «нельзя» и «можно», поэтому его можно обучать правилам поведения.
- Соображает смысл многих слов.
- У него начинаются резаться зубки.
- Может чувствовать страх при расставании с мамой.
- Хватаясь за опору, может всходить на ножки и твердо стоять на них.
- Самостоятельно сидит и держит спинку гладко.
- Исследует все окружающие предметы на вкус, пытается их лизать или кусать.
- Отзывается на свое имя.
- Пробует дотянуться до объекта, в случае успеха очень радуется.
- Может показать, где у него есть носик, ротик, глазки.
Возможные отклонения
- Не пытается присесть, когда его поддерживают за ручки.
- Не может стучать предметом по столу.
- Не усмехается, когда с ним разговаривают, не поворачивает голову в сторону звука или сообщающего.
- Не пытается привлечь к себе внимание взрослого звуками.
- По касательству к близким не проявляет ласку, не прижимается к щеке, телу.
Восьмой месяц
Развитие
В этом году активно формируются зоны коры головного мозга, дитя старается говорить, двигаться, подражать родителям. Ребенок неплохо понимает, когда его просят наклонить головку, дать ручку или вытянуть ножку. Малыш демонстрирует взрослому то, до чего он хочет дотянуться и дотронуться. В незнакомой обстановке при отсутствии мамы, дитя может испытать сильный страх. Различает людей своих и посторонних, также узнает собственные предметы. Может узнавать своих ближних по фотографии.
Что должен уметь ребенок
- Умеет ложиться, садиться и вставать с опорой самостоятельно.
- Может подтянуться и подняться из положения, сидя без поддержки.
- Захватывает по предмету в каждую ручку и содержит их.
- Хорошо управляется с предметами, может открывать коробочки, складывать пирамидки.
- Скоро и активно ползает.
- Умеет откусывать мягкую пищу и жевать ее.
- Покойной начинает воспринимать высаживание на горшок.
- Может пугаться острых звуков (лай собаки, звук пылесоса).
- Умеет пережевывать измельченную еду.
- Умеет брать предметы при помощи большого и указательного перстов.
- Может махать ручкой по просьбе взрослых при прощании.
Вероятные отклонения
- Не прислушивается к речи взрослых.
- Отсутствует лепет у ребенка.
- Не интересуется звуками музыки.
- Не усердствует взять двумя пальцами протянутые ему игрушки.
- Не может вычесть большим и указательным пальцами пуговицу.
- Не получается у ребенка стоять без поддержки даже куцее время.
- Не умеет ползать назад.
Девятый месяц
Развитие
Деятельно повторяет слоги, может заливаться смехом, вскрикивать, агукать. Начинает соображать логику взаимосвязи вещей, может правильно вставлять меньший объект в больший. Спокойно играет самостоятельно в комнате, если порой показываться ему на глаза. Ребенок может говорить отдельные слоги, какие что-то будут значить в его понимании.
Что должен уметь дитя
- Ритмично прыгает держать за мамины руки или за опору.
- Демонстрирует части тела у мамы.
- Самостоятельно сидит, ползает, ходит у опоры.
- Умеет мять в ладошке бумагу, глину.
- Может перелистывать пальчиками тучные карточные страницы книжки.
- Старается подражать поведению взрослых или иного малыша.
- Умеет использовать несколько предметов во время игры.
- Легковесно разворачивается во время ползания.
- С интересом открывает ящики и учит их содержимое.
- Пробует вылезать на диван или стул.
- Может длиннее стоять или ходить, держась на чью-то руку.
- Показывает на картинках звериных, которых знает.
- Понимает, что означают слова «ложись», «сиди», «иди».
Вероятные отклонения
- Лежа на животе, ребенок не может повернуться кругом себя и ползти вперед.
- В положении сидя малыш нехорошо держит равновесие.
- Не пытается стянуть с головы шапочку.
- Не пытается самостоятельно тянуть из кружки.
- Не пробует стучать кубиками друг об друга.
- Не соображает значение слова «нет».
- Не отзывается на собственное имя.
- В речи отсутствуют повторяющиеся слоги.
- Не различает посторонних и своих людей.
- Не капризничает если у него забрать игрушку.
Десятый месяц
Развитие
Вяще всего в этом месяце ребенок любит повторять все за взрослыми, потому важно контролировать все свои движения. Ему хочется уловить связь между объектами, если дать ребенку поговорить по телефону с дедушкой, он после будет рассматривать трубку, не понимая, где он в ней спрятался. Ему нравится резаться с мелкими предметами. Если что-то из вашей речи ему представляется забавным, он смеется. Активно интересуется другими малышами, потому ребенка уже можно водить на площадку знакомиться с детьми.
Что должен уметь дитя
- Может пытаться достать один предмет при помощи иного.
- Играется с игрушками по назначению, толкает неваляшку, катает машинку.
- Покойно расстается с грудью.
- Пережевывает мелко нарезанную пищу.
- Может разламывать игрушки, чтобы посмотреть, как они организованы.
- Показывает свои пристрастия, уже можно понять, с чем ему больше нравится резаться и что кушать.
- Умеет выполнять несложные поручения родных.
- Умеет использовать чашку и ложку по направлению, знает, для чего они нужны.
- Умеет говорить не только слова: «мама», «дай», «папа», но и иные.
- Может показать, что он чего-то хочет не только при помощи рыдания.
Возможные отклонения
- Не имитирует и не повторяет движений окружающих.
- Не умеет помахать ручкой на прощание.
- Не умеет повторять за родителями поступки и слоги.
- Не может покачать головой в знак отрицания или утверждения.
- Не использует голос, чтобы привлечь внимание.
- Не лопочет или издает монотонные звуки.
- Не выбрасывает игрушки со стола или из манежа.
Одиннадцатый месяц
Развитие
Дитя хорошо понимает, чего он хочет, может показать на яблоко и произнести «ам-ам». Важно играть с ребенком в речевые игры, декламировать ему книжки, показывая картинки. В этот период ребенку уже довольно спать 1 раз днем. Можно прививать ребенку режим дня, схожий с садиком, так, подъем в 8 утра, сон с 13 до 15, отбой в 20:00. Дитя понимает просьбы мамы и папы и активно на них отзывается, причем ждет от них похвалы.
Что должен уметь дитя
- Умеет качать головой отрицательно или утвердительно.
- Активно намазывает ручкой при прощании или приветствии.
- Хорошо держит чашку и пьет из нее, пытается самостоятельно есть с ложки.
- Умеет висеть на перекладине или кольцах до одной минуты.
- Умеет забираться на первые несколько ступеней шведской лестницы.
- Длинно разговаривает на собственном языке и меняет интонацию в зависимости от того, о чем повествует.
- Ходит уверенным шагом, если его держать за ручку.
- Ему нравится выстраивать башенки из кубиков, какие со временем будут все выше.
- Нравится, когда его хвалят, может деятельно помогать готовить пищу, складывать свои вещи.
Вероятные отклонения
- Не умеет ползать на четвереньках.
- Не может держаться за опору и передвигаться.
- Не умеет сидеть, вытянув вперед ножки.
- Не поддерживает чашку дланями, когда пьет.
- Не может самостоятельно держать в руке сухарь или печенье.
Двенадцатый месяц
Развитие
К годику дитя уже может начать самостоятельно делать первые шаги, без поддержки. Под ноги ребенок не смотрит, а движения контролирует плохо, потому может часто падать. Не нужно вскрикивать, когда дитя падает, чтобы не напугать его и не провоцировать появление истерики и слез. Деятельно малыш подражает родителям, он пытается вытереть пыль со шкафа, вымести, помыть посуду, что не надо запрещать, так ребенок вырастет помощником. Если дитя отказывается от пищи, можно дать ему ложку и предложить самостоятельно покушать, что его непременно заинтересует.
Что должен уметь ребенок
- Умеет произносить 8 – 15 имитирующих и облегченных слов.
- Во всем усердствует проявить самостоятельность.
- Умеет активно выражать свои позитивные или негативные эмоции.
- Во пора рисования, комментирует.
- Откусывает и пережевывает твердую пищу.
- Умеет строить фигуры из кубиков, собирать пирамидку.
- Валяет лепешки из глины и теста, делает колбаски, фигурки.
- Имеет излюбленные занятия и четко выражает свои интересы.
- Умеет отличать, когда его восхваляют или ругают.
- Можно начать обучать малыша буквам, цифрам, фигурам и краскам, главное не заставлять, если он капризничает и ему не нравится.
Возможные отклонения
- Не может самостоятельно кушать ложкой плотную пищу.
- Не строит гримасы, посмотрев на себя в зеркало.
- Не может произнести ни одного удобопонятного «детского» слова, указывая на один и тот же предмет.
- Не может мастерить то, на что указывают родители.
- Не прислушивается к музыке.
- Не повторяет за взрослым звуки, односложные слова.
- Не демонстрирует по просьбе животных, картинки.
- Не поворачивается в сторону тихих или оглушительных звуков.
- Не показывает свой интерес к звукам и речи.
- Не интересуется игрушками и не пытается отыскать, если ее спрятали у него на глазах.
- Не умеет выложить кубики в одну черту.
- Не ставит кубик на кубик.
- Не может подать игрушку взрослому.
- Не умеет сделать несколько шагов, придерживаясь за руки взрослого.
- Не может удержать по кубику в каждой ручке.