Психология для родителей подростков — дети против взрослых?

403

Психология для родителей подростков — ребята против взрослых?

Так или иначе, но родители всегда воздействуют на своих детей. Рассмотрим все механизмы такого воздействия, изберём лучший, и, возможно, психология для родителей подростков перестанет быть непрактичной наукой.

  1. Начиная с младенчества родители поощряют (награждают, хвалят) только те поступки, какие они считают правильными, и наказывают за нарушение верных, с их точки зрения, правил. Таким манером,  ребёнок воспринимает определённую систему норм, которая с годом входит в привычку и становится внутренней потребностью.
  2. Подросток с ребяческих лет старается подражать родителям, перенимая их манеру поведения, манер мыслей. Т.е. он стремится быть таким же, как они.
  3. Родители ориентируются на внутренний мир своего дитя, чутко реагируют на его проблемы и тем самым формируют навыки его общения и осознания собственного «я» в этом вселенной.

Здесь очень важен эмоциональный тон, который возникает между родителями и их детьми и тип контроля (дисциплины), преобладающий в семейству. Эмоциональный тон можно представить в виде шкалы: от наиболее тёплых, ближних, доброжелательных отношений до холодных, далёких и даже враждебных. Если в первом случае в качестве основных средств воспитания выбирается поощрение и внимание, то во втором – кара и строгость.

Что является причиной появляющегося отчуждения? – Нрав отношений с подрастающими детьми меняется, а родители не готовы это зачислить. Они по-прежнему слепо верят в собственную авторитарную власть, основанную на «ты будешь мастерить то, что я сказал, потому что я твой родитель». Равноправный характер взаимоотношений ими отвергается в принципе, что содействует возникновению неблагоприятного морально-психологического климата в семье. Это обязательно негативно скажется и на формировании личности подростка, и на его отношении к родителям. А это, в свою очередность, вызовет определённые проблемы подросткового возраста, которые не порадуют мам и пап.

Многих сегодняшних родителей воспитывали так: власть «отцов» над «детьми» беспредельна, поэтому они имеют право деспотично навязывать свои предложения, мнения, решения и оценки. Неудивительно, что нынешние родители поступают (по касательству уже к своим детям) точно также, ведь другой модели воспитания они попросту не знают.

Подростки всегда сопротивляются такому нажиму, порой совершая такие поступки и употребляя такие выражения, от каких чертей может затошнить, не то что родителей, и на повестке дня (для изучения) поднимется психология трудного подростка. И какой вывод делают родители? – Во всём повинен стиль жизни современных подростков, он злонамерен, безнравственен, он всему виной. Потому взрослые начинают проводить жёсткую борьбу с неугодными причёсками, манером одежды и даже музыкальными пристрастиями, вводя собственные нормы поведения, какие, с их точки зрения, больше подходят для юношеского возраста.

Старшие плывут по течению

Взрослые плывут по течению психология для родителей подростков

Взрослые плывут по течению

Некоторые родители попросту не выдерживают степени противодействия подростков, тем более что последние будет быстро растут, а уровень агрессии у них повышается, поэтому они исподволь капитулируют, предоставляя сыну или дочери делать то, что те захотят.

Случается и так, что родители, не желая слышать, что они устарели и превратились в «динозавров», начинают копировать молодёжи, становятся этакой «продвинутой древностью». Им кажется, что подростки начнут принимать их за своих, а те в награду лишь снисходительно-иронично усмехаются.

И капитуляция, и подражательство ни к чему хорошему не приведут. В первом случае всё закончится озлобленностью подростков и неприятием родителей, а во втором – презрительным, терпимым отношением молодых ко взрослым, которые в их глазах ещё и потеряют вес.

  1. Этот тип воздействия называется экспертным, т.е. основанным на знаниях родителей в какой-либо районы, они не подвергаются сомнениям подростками.
  2. Информационное воздействие: родитель – ключ важной для подростка информации, ради получения которой заключительный готов делать то, что скажут.
  3. Референтное воздействие: родителя добровольно избрали в качестве эталона, и поэтому соглашаются с любым его мнением, подчиняются любым директивам, сомнений это не вызывает никогда.
  4. Наилучший, с моей точки зрения, вариант воздействия на подростка – демократический манера воспитания. Он способствует формированию таких навыков, как самостоятельность (в том числе и предложений), проявление инициативы (особенно в поступках), активность и социальная ответственность.

Как бы ни было велико смысл родительского влияния на личность взрослеющего ребёнка, его пик приходится на ребяческий, а не на подростковый возраст. Уже к старшим классам сложившиеся отношения в семейству подростка изменить будет крайне сложно. Поэтому, когда ваш, как вы размышляете, ребёнок 12 лет впервые выскажет своё личное суждение, прежде чем «щёлкнуть его по носу» вспомните, о чём я написала выше. Собственно в этот момент вы и начнёте выбирать тот способ воздействия, какой определит ваши взаимоотношения с подростком на всю оставшуюся жизнь. Отведайте представить себе, что это мнение высказал не малыш-несмышлёныш, а ваш друг-ровесник, и поговорите с ним, как с равновеликим.

Чтобы понять, насколько быстро взрослеют наши ребята, советую посмотреть фильм «Волшебная страна» (с Кейт Уинслет и Джони Деппом). В кинофильме сплошная психология для родителей подростков и детей. В нём очень неплохо показано, как мальчик взрослеет всего за полминуты. Полминуты… В жития тоже всё происходит также быстро, но многие ли из нас это замечают?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ