Одной из отличительных особенностей подросткового года является то, что младшие и, в большей степени, старшие подростки весьма много времени уделяют переживаниям, связанным с отношением к собственной личности. Их интересует и своё видение себя, и то, какими их видают окружающие. Фактически подросткам ничто не интересно так, как самопознание и самореализация, какая от него зависит. Дополнительно можно почитать здесь, что собой воображает психология подростка 16 17 лет.
Но вот что интересно: эти переживания почти вечно оказываются негативными, отрицательными. И их количество только увеличивается с годом. Откуда это берётся? Как правило, это результат восприятия подростками тех предложений и мнений, которые высказывают о них взрослые люди, прежде итого, родители и учителя. К сожалению, взрослые как раз чаще говорят об их недостачах, в которых прекрасно разбираются, а вот увидеть положительные черты, выделить их, подчеркнуть, нередко забывают или не считают нужным.
Для того чтобы процесс самопознания и самореализации личности выходил в верном направлении, подростку очень важно научиться опираться на те позитивные черты характера, которые у него есть, увлечения подростка могут всерьез в этом помочь. Не самое важное в воспитании заставить подростка увидать свои недостатки, поверьте, он и так чаще всего во всём винит себя (их необходимо обозначить и подсказать, как с ними поработать, чтобы от них избавиться). Значительнее всего научить его видеть, понимать и использовать свои мощные стороны, достоинства, положительные черты, особенно актуально это будет, когда на повестке дня поднимется кризис подросткового возраста.
У самих подростков всегда возбуждают только положительные эмоции сама возможность справляться со своими недостачами: «Я поборол свою лень и у меня получилось! Это возможно!» Т.е. тут процесс самопознания переходит в самореализацию так, как это и должно быть, он ведает, что лениться, но и понимает, что может с этим справиться. А что взрослые? Нередко ли мы поддерживаем своего ребёнка в этом? Чаще всего, мы даже не задумываемся, что это для него значительно, что подобные переживания ему свойственны и важны.
Старших подростков вяще всего интересует, какими они станут в будущем, какая личность из них выйдет, просто они не умеют это формулировать так, как я. Всё это размыто в их сознании, пока не поговоришь с ними об этом. Собственно этот возраст, как и младший юношеский, являются т.н. сенситивными этапами (поворотными пунктами в развитии, которые иногда принимают конфигурацию кризиса) для определения временной перспективы развития, системы постановки мишеней.
Если именно в этот период временная перспектива на грядущей не приобретёт в голове подростка чётких очертаний или сформируется неверно, то дальше самопознание и самореализация будут, мягко говоря, протекать очень сложно, в том числе и для родителей.
Одно из возможных последствий – отсутствие воли у обучающегося или слабая воля. У этого может быть и ещё одна вина – слабость целей. Это происходит из-за того, что подростку случается незачем преодолевать какие-либо препятствия, взрослые сами за него всё мастерят. Если появляется значимая цель, то она провоцирует появление мощной воли. Практика как раз доказывает, что если у подростка появляется значительная для него жизненная цель, то многие проблемы в воспитании пропадают сами собой.