Ребенок не хочет учиться или как родители могут лишить мотивации. Первая часть

435

Дитя не хочет учиться или как родители могут лишить мотивации. Первая доля

Мы начинаем цикл статей о подготовке детей к школе, о том, что мастерить, если ребенок не хочет учиться. В этих статьях будет рассмотрена система педагогической деятельности, какая заключается в том, чтобы дети хотели учиться сами, а родители им в этом помогали, а не лишали мотивации к учебе — к сожалению, так случается будет часто.

Один из самых распространенных запросов родителей к психологу – «дитя не хочет учиться». Чаще всего это, конечно, относится к школьникам, но случается, что родители обращают внимание на нежелание чему-либо учиться еще до школы. Одна мама плачется: «Дочка совсем не любит играть в развивающие игры: пазлы не складывает, в конструктор не играет, даже с игрушками не сильно-то нянчится». Начинаем разбираться подробнее, почему ребенок не хочет обучаться и выясняется, что ребёнку отбила охоту чем-то заниматься сама мама. Да, да, собственно она. Сама мама к концу нашей сессии пребывает в шоковом недоумении. Как же так? Она столько усилий прилагала к верному досугу дочери, а обнаружилось, что источник всех заявленных проблем она сама.

И что мастерить, если ребенок не хочет учиться? Вы уже, наверное, догадались, что выговор пойдёт о том, в каких случаях стоит помочь ребенку, а в каких доверить ему решение ситуации. Иными словами, поговорим о том, как привить любовь к учению (не важно, чему собственно). Помните, в наше советское время в каждой школе красовался лозунг – «Обучайся учиться!»? На первый взгляд, довольно глупо звучит, но если чуть-чуть поразмыслить, то смысл в этих словах есть, да ещё какой.

Начнём по распорядку, с малышей. Купили родители ребёнку конструктор, ребёнок весьма рад, сразу же начинает строить из кубиков свой первый шедевр. Тут в процесс мешается папа: «Подожди, не так, а вот так! Не ставь вниз меньший кубик, всё упадёт! Гляди как надо! Так у тебя ничего не выйдет!» и т.д., и т.п. Ребёнок смотрит разочаровано на кубики, на папу и с печальным лицом уходит смотреть мультики. Конструктор стоит и пылится, а родители изумляются, почему же ребенок не хочет строить башню? Знакомая ситуация?

Вот ещё одна, про детей попрестарелее. Девочка второклассница приходит домой счастливая, показывает маме пятёрку по русскому стилю. Мама смотрит в тетрадь и заявляет: «Пятёрка – конечно, неплохо… Но учительница явно завысила тебе оценку. Посмотри, какая вот тут буква корявая, а вот эта вообще сползла со строчки». Девочка сорвана и подавлена, за уроки садиться не хочет. А мама продолжает свою нотацию: садись, мастери домашнее задание! Ребенок нехотя садится за стол и начинает выводить литеры. Мама, как жандарм, наблюдает за каждым движением и комментирует в том же тоне: ну куда хвостик загнула, посмотри какая литера некрасивая и т.д. Как вы думаете, скоро надоест этому ребёнку школа? Это лишь одна ситуация, почему дети не хотят учиться в школе.

Если дитя не хочет учиться — советы психолога

Ребенок не хочет учиться - советы психолога ребенок не хочет учиться

Ребенок не хочет обучаться — советы психолога

Когда начинаешь прояснять ситуацию, родители начинают защищаться: Что же сейчас, не контролировать? Не помогать? Конечно, помогать! Но вспомните, дорогие старшие, как долго у вас самих не получалось красиво писать, чисто и верно убраться, ловко забросить мяч в корзину?

Нам кажется, что мы-то всё разом делали так, как надо, но это только кажется. Просто теперь эти дела нам представляются простыми, и мы навязываем ребенку эту якобы простоту, а для ребенка пока это весьма непростые вещи и ему становится еще труднее от наших комментариев образа: смотри, как это просто, а ты не можешь!

Как же правильно указывать на ошибки детям?
  1. Не стоит указывать на любую ошибку.
  2. Ошибку обсудите тогда, когда всё дело будет завершено. Лучше, если вы обсудите промах на фоне общего одобрения. Например: ты здорово справился с этим заданием, лишь чуть-чуть вот здесь ошибся. Это не беда, в следующий раз ты уже будешь ведать, как не попасть в ловушку этого правила и т.д.
  3. Дети часто лучше нас ведают о своих ошибках, но относятся к ним спокойнее, чем мы. Они адекватно оценивают свои труды, ценят приобретенный эксперимент, а ошибки воспринимают как часть познавательного процесса. Усвоенные в самостоятельном разборе ошибки ребенок усваивает с первого раза, в отличие от тех, на какие взрослые постоянно указывают. Ребёнок знает, что в следующий раз у него выйдет гораздо лучше — и так оно и будет, если мы не помешаем своей разрушительной критикой и высмеиванием.

Многие родители и сами признают, что чересчур придираются к ребенку и этим самым отбивают всякую охоту обучаться. Никогда не забывайте, что процесс обучения даёт 4 результата:

  1. Познания, которые получит ребенок;
  2. Умение учиться, т.е. учить самого себя (самостоятельно находить необходимую информацию, обрабатывать и применять ее; составлять план работы; интегрировать познания из различных областей и т.д.)
  3. Эмоциональный след от занятий. Это либо уверенность, либо неуверенность; либо удовлетворение, либо разочарование. Не стоит сообщать, как эмоциональный след повлияет на самооценку ребенка.
  4. Впечатление и эксперимент от ваших взаимоотношений с ним в процессе обучения. Здесь два варианта:
  1. остались довольны товарищ другом;
  2. накопили взаимные обиды и недовольства;

Как правило, родителей заботит лишь пункт №1: «Выучил? Понял?», тогда как прочие три пункта гораздо важнее… В следующих статьях мы разберем иные проблемы, почему ребенок не хочет учиться и как правильно восхвалять ребенка, а я прошу вас прокомментировать эту статью и высказать своё суждение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ