Обучение ребенка звукам в игровой форме. Музыка

384

Обучение ребенка звукам в игровой конфигурации. Музыка

Дети и взрослые живут на одной земле, но в различных мирах. Они по-разному видят то, что их окружает. Иначе воспринимают одни и те же события. Даже по-разному слышат музыку. Обитатели какого мира воспринимают художественную и жизненную информацию немало ярко и более объективно? Это вопрос, на который даже ребяческие психологи не могут дать точный ответ.

Не могут по той несложный причине, что налицо некий феномен: переходя из страны не имеющих вид в страну его имеющих, мы забываем многое из того, что раньше видали, думали, чувствовали. Что-то, конечно, помним, но это «что-то» взрослого человека будет сильно отличается от того, что на самом деле было в младенчестве.

Я не очень хорошо знаком с научными исследованиями о взаимоотношениях детей и взрослых, но немало лет преподаю музыку детям и, как мне кажется, научился лучше их соображать. Пишу только о том, что видел сам, и поэтому довольно часто образцы эти связаны с музыкальным воспитанием.

Детское внимание

Много раз наблюдал за родителями во пора урока игры на фортепиано или на другом музыкальном инструменте. Мамы и папы не вечно осознают, что то, что для них просто и элементарно, для ребёнка (особенно, дошкольника и меньшего школьника) может быть большой и сложной проблемой. Отдельный родители, посидев полчаса на уроке, расстраиваются, так как приходят к выводу, что их сын или дочь дубина и бездарь. Они говорят мне, что их дети, на которых они возлагали такие чаяния, оказались непонятливыми, постоянно отвлекаются, делают массу излишних движений. В действительности всё обстоит не так.

— Сиди ровно, — сообщает неопытный учитель маленькому пианисту. — Не опускай пятерня. Смотри в ноты. — Приказы сыплются один за иным. Подобный шквал замечаний парализует малыша, объём внимания какого (количество предметов, которые он может воспринимать одновременно) крайне невелик. Разум ребёнка не способно решать одновременно несколько разных задач: наблюдать за постановкой рук, читать ноты, сидеть ровно и ещё вовремя налегать педаль.

Внимание дошкольника и младшего школьника носит непроизвольный нрав и, образно выражаясь, порхает как бабочка. Он не способен долго сосредоточиться на одном деле. Вот строит малыш дом из песка. Вдруг видает, что другие ребята играют в мяч. Дом заброшен, ребёнок кидается к мячу. Помню, как мой семилетний ученик выступал на сцене Дома цивилизации, где за кулисами не были убраны декорации к спектаклю: бушующее море, чайки, белоснежный парусник. Махонький пианист случайно увидел декорации и уже не мог оторваться. В зале хохотали, но малыш снова и снова смотрел на поразившую его картину.

«Излишние» движения и «излишняя» эмоциональность

Вполне естественно и то, что дошкольник во пора игры постоянно делает массу лишних движений. Его огромная, воистину, вулканическая эмоциональность спрашивает выхода. Дошкольник и младший школьник, по сравнению со взрослыми, немного сдержан в проявлении эмоций. Если он радуется, то визжит от восхищения, хохочет, прыгает, бегает по комнате. Если огорчён, оглушительно плачет и долго не может остановиться. А эмоциональное возбуждение возбуждает у ребёнка потребность движения.

Причина чрезмерной двигательной активности и в неразвитости тормозных процессов, и в жажде как можно быстрее достичь цели. Кроме того, малышу невесело повторять одно и то же, что при обучении игре на музыкальном инструменте случается необходимо.

Разный темперамент

Подчас взрослые не понимают детей, потому что не ведают индивидуальных особенностей ребёнка. Точнее, не принимают их во внимание. Напомню, что древнегреческий доктор Гиппократ выделил четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Обучая детей чему-либо (не непременно музыке) надо помнить, что для сангвиника (живой, подвижный дитя) урок должен быть разнообразным. Если говорить об заданье музыки, то хорошо, если игра на инструменте чередуется с изучением нот, пение — со слушанием музыки.

Флегматичный (покойный, с замедленной реакцией) ребёнок, напротив, плохо переносит дробную смену впечатлений. Особенно осторожно надо заниматься с детьми меланхолического строя, у которых многое зависит от настроения и которых перегрузки скоро приводят к истощению.

Независимо от темперамента, всех детей запугивает всё монотонное, скучное. Поэтому для ребёнка-ученика (неважно, чему он обучается, математике или музыке) большое значение имеет занимательный нрав урока, введение в урок игровых ситуаций.

Игра — надобность ребёнка

Взрослые это не всегда понимают, как и не понимают то, что в игре ребята находят выход своей неуёмной фантазии и огромной энергии. А ребята именно в игре чаще всего проявляют свои способности в целой мере. Приведу пример опять-таки из музыкальных занятий, желая это правило действуют при любом обучении детей. Вы можете сто раз безрезультатно повторять махонькому скрипачу или виолончелисту: «Веди смычок ровно», но скажите образцово так: «Смычок — это поезд. Ты — машинист. Следи, чтобы поезд шёл достоверно по рельсам. Иначе произойдёт крушение». Теперь вы входите в сферу игры, домогаетесь заинтересованности ребёнка, сосредоточенности внимания и, следовательно, результата.

Ребята — консерваторы

Об этом тоже следует помнить. В подавляющем большинстве махонькие дети любят поступать так, как поступали в прошлом. Любое отклонение от раз и навеки заведённого порядка вызывает у них неудовольствие и протест. Они любят сидеть за столом на своём пункте, есть из определённой тарелки, пить из своей чашки и т.п. Это относится и любому заданию, в том числе музыкальному. Многие дети любят, чтобы составные доли урока (при занятиях музыкой — игра на инструменте, пение, слушание музыки) вытекали в одном, привычном для них порядке.

Доброжелательная атмосфера

Спокойная благожелательная атмосфера, конечно же, абсолютно необходима (об этом взрослые тоже, подчас, забывают) при любых делах с ребёнком. Крики, нервозность вызывают у детей отвращение к любым делам, а если речь идёт о музыкальном воспитании, то и к самой музыке. Старшие, постоянно ругающие детей, приносят им значительно больший вред, чем те, какие захваливают их. Считая себя людьми трезвыми, объективными, они скептически относятся ко всему, что мастерит ребёнок, и тем самым вызывают у него сомнение в своих возможностях. Особенно это очевидно, когда выговор идёт о детском творчестве. Об этом немного подробнее.

Созидательные возможности

Ребёнок тяжело нажимает на клавишу пианино в низеньком регистре:

— Вот идёт по лесу мишка косолапый.

Шаги становятся скорее и легче:

— А это маленький медвежонок бежит рядом.

— Господи, это какой-то умалишенный дом! Отойди сейчас же от инструмента. Займись чем-нибудь путным, — порой кричат в такой ситуации взрослые.

И… губят ростки ребяческого творчества. Хотя, согласен, выдержать подобное в нормальной существования труднее, чем давать советы.

Творчество детей — открытие новоиспеченного мира. Рассказ об этом мире. Рассказ о своих заинтересованностях и возможностях.

Девочка разложила на полу разноцветные кубики и сообщает, что это клумба.

— Не ходите, помнёте цветы! — просит она.

А взрослым порой недосуг сделать шаг в сторону, и они идут прямо по клумбе.

Ребёнок глядит на облачное небо и зовёт маму:

— Смотри, что я увидел. Это слон. Видаешь, ноги и хобот. А вон там дерево, а под ним человек в шляпе.

Удивитесь и пофантазируйте совместно с ним. Способность к фантазии, к выдумке — первый шаг к творчеству.

Вы купили 3-4-летнему малышу шпагу. Он гордо тащит её и поёт. Прислушайтесь. Слова и музыка собственного сочинения:

Я иду на брань,
Смело я иду.
Всех врагов разобью
Всех плохих неприятелей

Песня льётся легко и свободно. Это настоящее творческое самовыражение, какое надо всячески поощрять.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ