Скоро в школу, а дитя ещё не читает
Прошлый раз мы рассмотрели ситуацию, когда интерес к чтению у дитя был, но не найдя поддержки, со временем исчез. Спасибо Вам, дорогие читатели за комментарии с увлекательной информацией, в них я нашла для себя много нового!
Например, то, что отдельный учителя против того, чтобы дети приходили в первоначальный класс читающими; или то, что программа детского сада не дает возможности воспитателям обучать детей чтению. Интересно получается… Если учителям необходимы не читающие дети, а в садиках и не собираются их учить, то почему в бланках психолога есть пункты, где указывается, в какой степени дитя овладел чтением? И ещё, что делать при таком подходе с теми детьми, какие с 3-4 лет бегло читают?
В наших школах навык чтения если не требуется, то «весьма настоятельно» приветствуется ? . В итоге 20-25 читающих первоклашек в классе и 2-5 совершенно не читающих. Кто в такой ситуации выигрывает? По большому счету никто. Декламирующим становится скучновато, не читающим откровенно тяжело тянуть программу и параллельно обучаться читать, учителю труднее всех, сами понимаете отчего.
Навык чтения даёт ребёнку очень многое. Тренируется память, внимательность, расширяется горизонт, растёт самооценка, личность формируется в направлении «успешность». Декламирующие дети легче воспринимают информацию и на слух, и зрительно. Так что собственно я за дошкольное чтение, особенно когда ребенок сам начинает интересоваться грамотой (таких детей большинство!).
А сейчас к делу! Приведу несколько советов, как научить ребенка скоро читать, если вам скоро в школу, а навыка чтения нет, но весьма хочется помочь ребёнку в этом деле. Конечно, лишь в том случае, если ребёнок не протестует и не против того, чтобы отведать осилить эту высоту.
Методика обучения чтению
Начинайте обучение в неплохом настроении и только с согласия ребёнка
Опережающие, новомодные методики в таком случае лучше не использовать. Начинать обучать следует с букв, затем слогов, слов и постепенно переходить к предложениям. Литеры учите в виде звуков – «в», «б», а не «вэ» и «бэ»! Это очень значительно. Когда вы перейдете к слогам проблем не возникнет, ребенок скоро сообразит, что «б» и «а» вместе дают «ба». Если ребенок учит наименования букв, а не звуки, то ему будет сложно понять как «бэ» и «а» дают «ба», а не «бэа».
Обучаем звуки, а не буквы. Алфавит с правильным названием букв он вечно успеет выучить
Обучать чтению легче всего по азбуке. Не забывайте, что сначала вы произносите звук, потом ребенок. Не раздражайтесь, если дитя не схватывает всё на лету. Спокойно повторите еще раз. То же самое со слогами. Вначале вы водите пальцем или карандашом там, где читаете, и чётко прочитываете. После пробует ребенок. Здесь всё очень индивидуально. Есть ребята, которым надо повторять много раз. Так что терпение, любовь и мудрость – лучшие помощники в этом нелегком деле.
Вначале читает родитель, потом ребенок. Число повторов индивидуально для любого ребёнка
Когда ребёнок научится читать простые слоги, можно приступать к словам, также вначале прочитав ему слово вслух, а затем попросить ребёнка повторить. Собственно так, не торопясь и не торопя ребёнка, можно безболезненно обучить его чтению.
Для обучения чтению можно воспользоваться и компьютерными развивающими играми, основное, правильно их подобрать. На сегодня, из представленных на рынке игр для обучения чтению, наиболее дружелюбна для ребенка игра «Я обучаюсь читать слова» (скачать игру вы можете по этой ссылке — 11Мб). В ней не используются никакие опережающие методики обучения, потому психика ребенка не перегружается. Обучение происходит от простого к сложному – литеры, слоги, слова.
Как правильно научить ребенка читать
Поддерживайте ребенка, восхваляете за успехи (не забывайте правильно хвалить), занимайтесь только в благожелательной обстановке, используйте разнообразные игры и пособия.
Читайте каждодневно
Важна не столько длительность занятия, сколько частота. Заниматься вытекает ежедневно.
Не сравнивайте с другими детьми
Не сравнивайте своего ребенка с иными детьми, не запугивайте тяжелым будущим (например, все над тобой будут хохотать; или будешь плохо учиться в школе и станешь дворником и т.д.).
Но основное, ненужно игнорировать появившиеся интересы ребенка, их надо поддерживать, тогда и принуждать не придется
Большинство родителей упускают момент пробудившегося интереса, а потом пытаются силой заставить заниматься тем, к чему заинтересованность давно пропал.